[size=8]Убежище в Украине: Процедура предоставления убежища в Украине[/size]-------------------------------------------------------------------------------- Основным законодательным актом, устанавливающим порядок предоставления статуса беженца, является Закон Украины «О беженцах». Кроме этого, расширяет и устанавливает механизм порядка предоставления статуса беженца Временная инструкция об оформлении документом, необходимых для решения вопроса о предоставлении, утрате и лишении статуса беженца, утвержденная приказом Государственного комитета по делам национальностей и миграции от 5 сентября 2002 года № 31 и зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины 2 октября 2002г. по №797/7085. В соответствии с ч.6 ст. 12 Закона Украины «О беженцах» явно необоснованными признаются заявления о предоставлении статуса беженца если у заявителя отсутствуют опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, а также, когда заявления носят характер злоупотребления, то есть если заявитель с целью приобретения статуса беженца выдает себя за другое лицо, а также по заявлениям, поданными лицами, которым было отказано в предоставлении статуса беженца в связи с отсутствием условий, предусмотренных для приобретения статуса беженца, если указанные условия не изменились. В случае признания заявления о предоставлении статуса беженца таким, которое носит характер злоупотребления, органом миграционной службы принимается решение об отказе в оформлении документов. Такой отказ влечет за собой следующие действия органа миграционной службы. На протяжении трех дней со дня принятия такого решения орган миграционной службы: - изымает справку о предоставлении лицом заявления о предоставлении ему статуса беженца, о чем делается соответствующая запись в журнале регистрации выдачи справок о предоставлении лицом заявления о предоставлении ему статуса беженца; - направляет информацию о принятом решении Госкомнацмиграции. При этом в соответствующий орган внутренних дел направляются копии дактокарты и анкеты заявителя; - выдает заявителю или его законному представителю под подпись в журнале регистрации выдачи уведомлений с изложением причин отказа и разъяснением порядка обжалования такого решения. Решения органа миграционной службы в Автономной республике Крым, областных, городах Киеве и Севастополе об отказе в оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца на протяжении 7 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе может быть обжалованы в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по делам миграции, а также в суд в установленном законом порядке (ч.1 ст. 16 Закона Украины «О беженцах»). В случае поступления жалобы на решение органа миграционной службы об отказе в оформлении документов Госкомнацмиграции Украины выдает лицу, относительно которого подано жалобу, своим поручением через соответствующий орган миграционной службы справку о принятии жалобы к рассмотрению, о чем этот орган делает запись в журнале регистрации выдачи справок о принятии жалобы к рассмотрению. В случае обжалования рассматриваемого решения в судебном порядке орган миграционной службы выдает заявителю справку об обращении в суд, о чем в журнале регистрации выдачи справок об обращении в суд делается соответствующая запись. При рассмотрении указанных жалоб в Госкомнацмиграции Украины особенное внимание уделяется вопросу наличия возможности обоснованных опасений преследований. И если есть хотя бы намек на наличие таких опасений жалоба подлежит удовлетворению. Проблемным вопросом в этой сфере является документирование соответствующими справками, поскольку при соблюдении норм действующего законодательства Госкомнацмиграции Украины может выдать поручение о выдаче справки только после получения жалобы. Повторные ходатайства Действующее законодательство Украины, регулирующее правовой статус искателей убежища, не содержит ограничений количества раз возможной подачи заявлений о предоставлении статуса беженца. Такое положение свидетельствует о гуманном подходе к искателям убежища, поскольку может измениться ситуация в стране происхождения заявителя, а также у самого заявителя может появиться дополнительная информация, подтверждающая наличие обоснованных опасений преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политическим убеждениям. В этом случае возможен отказ лишь на основании ст. 12 Закона Украины «О беженцах», то есть в случае явно необоснованного заявления о предоставлении статуса беженца, о чем говорилось ранее. Избежание выдворения В соответствии со ст. 3 Закона Украины «О беженцах» беженец не может быть выдворен или принудительно возвращен в страну, где его жизни или свободе угрожает опасность из-за его расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженец не может быть выслан или принудительно возвращен в страну, где он может подвергнуться пыткам или другим жестоким, нечеловеческим или унижающим человеческое достоинство, видам отношения и наказания, или из которой он может быть выслан или принудительно возвращен в страну, где его жизни или свободе угрожает опасность из-за его расы, религии, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям. Действие этой статьи не распространяется на беженца, осужденного в Украине за совершение тяжкого преступления. Такое положение тесно связано с нормами, регулирующими обязанности лиц, которым предоставлен статус беженца в Украине, в частности - соблюдать законодательство Украины. Кроме этого, в соответствии с ч.4 ст. 15 лицо лишается статуса беженца, если оно занимается деятельностью, угрожающей национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Украины. По данным Госкомнацмиграции Украины ни один человек, имеющий статус беженца в Украине, из нашего государства не был выдворен. Здесь также хочу обратить внимание о невозможности подмены понятия «лишения статуса беженца» или «отказ в предоставлении статуса беженца» и «выдворение», поскольку лишение статуса беженца не предполагает прямым следствием выдворение. Минимальные гарантии во время специальных процедур В соответствии со ст. 18 Закона Украины «О беженцах» лицо, относительно которого принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, имеет право на: - временное трудоустройство, учебу, медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Украины; - проживание у родственников, в гостинице, аренду жилого помещения или пользование жилищем, предоставленном в пункте временного размещения беженцев; - правовую помощь. Ч. 3 ст.25 Основ законодательства Украины об охране здоровья предусматривает осуществление комплекса мероприятий по удовлетворению жизненных нужд беженцев, беспризорных и других лиц, не имеющих определенного места проживания, бесплатно предоставляется медицинская помощь и социальное обслуживание лицам, пребывающим в тяжелом материальном положении, угрожающем их жизни и здоровью. Порядок проведения обязательных медицинских обследований лиц, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца утвержден приказом Министерства охраны здоровья Украины от 04 марта 2002 года № 82, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 22 апреля 2002 года № 379/6667. В соответствии с этим Порядком обязательное медицинское обследование лиц, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца проводится по направлению органа миграционной службы в Автономной Республике Крым, областей, городов Киева и Севастополя в лечебно-профилактических учреждениях, определенных Министерством охраны здоровья Автономной Республики Крым, управлениями охраны здоровья областных и Севастопольской городской госадминистраций, Главным управлением охраны здоровья Киевской госадминистрации. Лечебно-профилактическое учреждение проводит обязательное медицинское обследование лица при наличии у него справки о лице, относительно которого принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца. Обязательное медицинское обследование лиц указанной категории осуществляют врачи-специалисты: терапевт, педиатр для детей, акушер-гинеколог для женщин. В случае необходимости врачи-специалисты имеют право привлекать врачей других специальностей. Перечень лабораторных и функциональных обследований включает в себя: общий анализ крови и мочи; анализ крови на сахар; обследование на сифилис; флюорограмма для лиц старше 14 лет, а также индивидуальные дополнительные обследования, которые могут назначаться врачами для установления диагноза. Лицу также предоставляется печатная информация на 5 международных языках о возможности анонимного обследования на ВИЧ-инфекцию. Прием и временное размещение лиц, подавших заявление о предоставлении статуса беженца, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца и которым предоставлен статус беженца является основной задачей пункта временного размещения беженцев. Исходя из основной задачи, администрация пункта исполняет, в частности, такие функции: - создание лицам, размещенным в пункте, жилищных условий, необходимых для их временного пребывания в пункте; - организация питания, предоставление социально-бытовых услуг и первой медицинской помощи; - обеспечение соблюдения требований санитарно- гигиенического и санитарно-противоэпидемического режимов в пункте; - содействие этим лицам во временном трудоустройстве или учебе в соответствии с действующим законодательством. В пункт направляются семьи и отдельные лица, не имеющие возможности самостоятельно разместиться. ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О беженцах» устанавливает, что лицо, относительно которого принято решение в оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, об отказе в предоставлении, утрате или лишения статуса беженца и которое обжалует соответствующие решение в специально уполномоченном центральном органе исполнительной власти по вопросам миграции или в суд, до принятия решения по жалобе имеет права и обязанности, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца. С целью более эффективного обеспечения социальных гарантий указанным категориям лиц одной из главных задач сегодня является разработка новых и внесение изменений в уже действующие нормативно-правовые акты, которые бы предусматривали более детальную регламентацию механизма предоставления социальной помощи искателям убежища. Наиболее важными проектами предполагаем такие, как разработка совместно с Министерством образования Украины порядка обучения беженцев, с Министерством семьи и молодежи – порядка обеспечения несовершеннолетних искателей убежища, о внесении изменений в постановление Кабинета Министром Украины от 06 июля 1998 года № 1016 «Об утверждении Порядка предоставления беженцам денежной помощи и пенсии». Материал подготовлен Т. Фандиковой, Заместителем начальника управления по делам беженцев и миграции ГКНМ Украины
|